Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Целый день шёл дождь 1)_ и 2)_ когда небо наконец просветлело, дети гурьбой высыпали на улицу, вдохнули свежий 3)_ и влажный воздух 4)_ и застыли от удивления 5)_ над рекой сияла огромная радуга.
Расставим знаки препинания. Пронумеруем предложения.
{1Целый день шёл дождь}, и, (3когда небо наконец просветлело), [2дети гурьбой высыпали на улицу, вдохнули свежий и влажный воздух и застыли от удивления]: {4над рекой сияла огромная радуга}.
Определим модель предложения. В нём 4 основы и 3 блока, так как одно придаточное предложение с его главным составляет один блок.
блок 1 |{1 }|
блок 2 | (3 когда...),[ 2 ]|
блок 3 |{ 4 }|
Составим схему предложения:
|{1 }|, и, | (3 когда...),[ 2 ]|: |{ 4 }|
Между 1 и 2 блоками связь сочинительная, на месте 1— запятая.
Во втором блоке ставится зпт 2, она закрывает придаточное с левой стороны, с правой запятая уже поставлена.
Запятые 3 и 4 не нужны, в предложении два ряда однородных членов
На месте цифры 5 ставим двоеточие.
Ответ: 12